Warning: Invalid argument supplied for foreach() in /home/h406094313/ksptuapse.ru/docs/libraries/joomla/access/access.php on line 409
Отчет о работе Контрольно-счетной палаты муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края за 2024 год

Приложение

к решению Совета

муниципального образования

Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края

от 25.04.2025 № 180

 

 

ОТЧЕТ

о деятельности Контрольно-счётной палаты

муниципального образования

Туапсинский муниципальный округ

 Краснодарского края за 2024 год

 

Общие положения

 

Правовые основы образования и деятельности Контрольно-счетной палаты муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края определены Бюджетным Кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), федеральными законами от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации, федеральных территорий и муниципальных образований» (далее – Федеральный закон № 6-ФЗ), Уставом муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края, Положением о Контрольно-счетной палате муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края, утвержденным решением Совета муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края от 29 ноября 2024 г. № 60 (далее – Положение о Контрольно-счетной палате).

Контрольно-счетная палата муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края (далее – Контрольно-счетная палата, Палата) представляет собой независимый орган внешнего финансового контроля, подотчетный Совету муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края, образованный в целях осуществления контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за установленным порядком управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

Полномочия Контрольно-счетной палаты распространяются на вопросы соблюдения субъектами бюджетной системы финансово-бюджетного законодательства, своевременности и полноты мобилизации муниципальных ресурсов, эффективности и законности управления муниципальной собственностью, полноты, законности, результативности (эффективности и экономности) и целевого использования средств местного бюджета, соблюдения правил ведения бюджетного учета и отчетности, осуществления аудита в сфере закупок.

Контрольные полномочия Палаты распространяются на органы местного самоуправления и отраслевые (функциональные) органы, муниципальные учреждения и унитарные предприятия Туапсинского муниципального округа, а также иные организации, использующие муниципальное имущество, получающие субсидии, кредиты или гарантии за счет средств бюджета.

Контрольно-счетной палатой на основании заключенных соглашений о передаче полномочий контрольно-счетного органа по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля с городскими и сельскими поселениями Туапсинского района в 2024 году осуществляла внешний муниципальный финансовый контроль во всех поселениях Туапсинского района.

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты (далее – Отчет) за 2024 год подготовлен в соответствии со статьи 19 Федерального закона 6-ФЗ, статьей 21 Положения о Контрольно-счетной палате.

 

Основная деятельность

В 2024 году деятельность Палаты строилась на основных принципах, являющихся базовыми для эффективного функционирования органа внешнего финансового контроля: законности, объективности, эффективности, независимости, гласности и открытости.

Контрольно-счетная палата в 2024 году осуществляла следующие виды деятельности:

экспертно-аналитическая деятельность;

контрольная деятельность;

контроль устранения нарушений;

иная деятельность.

Комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществляемых в рамках предварительного, текущего и последующего контроля, составляет единую систему контроля Палаты за формированием и исполнением бюджета.

В отчетном году Палатой проведено:

22 контрольных мероприятий;

31 экспертно-аналитическое мероприятие.

Объем проверенных средств составил 32491504,93 тыс. рублей.

Аудит в сфере закупок осуществлен при проведении 4 контрольных мероприятий. Контрольными и экспертно-аналитическими мероприятиями охвачено 35 объектов контроля, в том числе 18 главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС), 7 муниципальных учреждений.

Ключевыми задачами каждого мероприятия являлись оценка эффективности использования бюджетных средств и муниципальной собственности, выявление и предотвращение рисков, способных негативно влиять на достижение целей и задач муниципальных программ.

Объем нарушений, выявленных в ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля в 2024 году, составил 1337371,68 тыс. рублей и увеличился по сравнению с 2023 годом (852461,9 тыс. рублей) на 484909,78 тыс. рублей или на 156,9%. Увеличение объема выявленных нарушений обусловлено значительным увеличением объема нарушений, установленных единых требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету (167 %).

Объем и виды выявленных нарушений напрямую зависят от тематики проведенных мероприятий.

Для принятия мер по устранению выявленных в ходе проверок нарушений и недостатков Контрольно-счетной палатой в отчетном году в адрес руководителей учреждений направлено 16 представлений.

Палатой подготовлено 144 информации о ходе исполнения местного бюджета, о результатах проведенных мероприятий, данная информация представлена в Совет и главе муниципального образования Туапсинский район, Советы и главам городских и сельских поселений Туапсинского района.

Материалы по всем контрольным мероприятиям направлены в Туапсинскую межрайонную прокуратуру.

За допущенные нарушения 7 должностных лиц объектов контроля привлечены к административной ответственности, общий объем оплаченных штрафов составил 45,0 тыс. рублей. Привлечено к дисциплинарной ответственности 4 должностных лица.

По результатам рекомендаций Контрольно-счетной палаты принято 17 муниципальных правовых актов.

Сводная информация о структуре выявленных и устраненных нарушений и недостатков в 2024 году представлена в таблице:

 

№ п/п

Показатели

Выявлено

Устранено

сумма (тыс. руб.)

уд. вес %

сумма (тыс. руб.)

уд.

вес

%

уд. вес от выяв-ленных%

1

2

3

4

5

6

7

1

Финансовых нарушений всего, в том числе:

33042,78

2,5

3884,58

0,3

11,7

 

недополученные доходы,

28244,85

2,1

-

-

-

 

прочие (необоснованные, неправомерные расходы),

4797,93

0,4

3884,58

0,3

81,0

2

Неэффективное использование средств,

8572,06

0,6

2272,2

0,2

26,5

3

Нарушения порядка ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления и предоставления бюджетной (бухгалтерской) отчетности

1255847,52

93,9

1255847,52

96,5

100,0

1

2

3

4

5

6

7

4

Стоимость имущества, используемого с нарушениями установленного порядка управления и распоряжения имуществом        

39909,32

3,0

39909,32

3,0

100,0

 

Всего

1337371,68

100

1301913,62

100,0

97,3

Всего устранено нарушений на сумму 1301913,62 тыс. рублей или 97,3 % от суммы установленных нарушений.

Высокий уровень устранения нарушений в целом является следствием своевременного и эффективного взаимодействия с объектами контроля, органами местного самоуправления, начиная с этапа выявления нарушений и до осуществления контроля за устранением нарушений.

 

Результаты контрольной деятельности

                 

В соответствии с планом работы в отчётном периоде проведено 22 контрольных мероприятий. При проведении контрольных мероприятий охвачено 25 объектов контроля, общий объем проверенных средств по контрольным мероприятиям составил 12850423,13 тыс. рублей, что в 3,8 раз больше, чем в предшествующий период.

Объектами контроля являлись 18 главных администратора бюджетных средств – структурные подразделения администраций и органы местного самоуправления (отдельные – неоднократно по различным предметам контроля), 7 муниципальных учреждения.

Комплексным мероприятиям являлось проведение внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, в рамках которой анализируется бюджетная отчетность.

При внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2024 год охвачен объем средств в сумме 3391212,37 тыс. рублей. По итогам проведения внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств составлено 12 актов.

Кроме того, проверено соблюдение порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом общей стоимостью 11089114,23 тыс. рублей.

Объем проверенных средств тематическими контрольными мероприятиями составил 9459210,76 тыс. рублей. Тематические проверки проведены в 5 органах местного самоуправления (в том числе структурных подразделениях администраций), в 7 муниципальных учреждениях.

Объем средств охваченный аудитом в сфере закупок составил 133649,12 тыс. рублей.

Контрольными мероприятиями выявлено нарушений на сумму 1336122,18 тыс. рублей или 10,4 % от суммы проверенных средств.

Из общего объема нарушений, установленных контрольными мероприятиями, наибольший вес в денежном выражении занимают нарушения в учете и отчетности на сумму 1255847,52 тыс. рублей или 93,9 % от общей суммы установленных нарушений, в том числе повлиявшие на достоверность отчетности 15182,97 тыс. рублей. Объектами контроля не обеспечено отражение имущества, переданного в безвозмездное пользование на сумму 928852,8 тыс. рублей, отражена в бюджетном учете и отчетности недостоверная информация о кадастровой стоимости земельных участков на сумму 14376,33 тыс. рублей, завышены активы учреждений в связи с не отражением фактов хозяйственной жизни на сумму 311701,24 тыс. рублей.

В полном объеме устранены нарушения при управлении и использовании муниципального имущества на сумму 39909,32 тыс. рублей или 100,0 % от общей суммы установленных нарушений, в том числе в результате нарушения порядка учета и ведения Реестра муниципальной собственности.

Установлено финансовых нарушений на сумму 33042,78 тыс. рублей или 2,5% от общей суммы установленных нарушений, в том числе недополучено доходов в местный бюджет 28244,85 тыс. рублей.

Возвращены в доход бюджета муниципального образования Туапсинский район необоснованные расходы в размере 3884,58 тыс. рублей, что составило 81,0 % от выявленных Палатой необоснованных расходов.

Неэффективное использование бюджетных средств в рамках контрольных мероприятий составило 7322,56 тыс. рублей или 0,5 % от общей суммы установленных нарушений (не использование приобретенного имущества, уплата штрафов и экономических санкций). Устранено неэффективного расходования средств на сумму 2272,2 тыс. рублей или на 26,5 %.

По результатам рассмотрения материалов проверок давались соответствующие поручения по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе контрольных мероприятий, принимались решения о принятии необходимых мер.

 

Экспертно-аналитическая деятельность

 

В 2024 году проведено 31 экспертно - аналитическое мероприятие. Экспертизами охвачен объем средств в размере 19641081,8 тыс. рублей.

В составе комплекса экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде, вошли мероприятия, предусмотренные бюджетным законодательством, а именно:

о ходе исполнения бюджета – 14 мероприятий;

экспертиза проектов решений Совета муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края о внесении изменений в местный бюджет – 15 мероприятий;

экспертиза проекта решения Совета муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов;

финансово-экономическая экспертиза проекта муниципальной программы.

Особое внимание Контрольно-счетная палата уделила проведению экспертизы проекта бюджета Туапсинского муниципального округа. По результатам экспертно-аналитического мероприятия Палатой установлено несоответствие предусмотренного проектом бюджета объема финансирования паспортам 16 муниципальных программ. Установлено нарушение применения бюджетной классификации Российской Федерации.

Контрольно-счетной палатой в течение 2024 года проводились экспертизы проектов решений о внесения изменений в бюджет муниципального образования Туапсинский район. По результатам данных мероприятий установлены нарушения выразившиеся в отсутствии финансово-экономических обоснований в части, касающейся расходных обязательств муниципального образования, в неэффективном использование бюджетных средств в объеме 1249,5 тыс. рублей (оплата пеней, штрафов, исполнительного сбора).

По всем мероприятиям составлены соответствующие заключения, которые направлены главе муниципального образования Туапсинский район, Совету муниципального образования Туапсинский район (Совету муниципального образования Туапсинский муниципальный округ Краснодарского края), Советам и главам городских и сельских поселений Туапсинского района.

 

Взаимодействие и сотрудничество

 

Контрольно-счетная палата состоит в Союзе муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации (далее – Союз МКСО) и в Совете муниципальных контрольно-счетных органов Краснодарского края (далее Совет МКСО Краснодарского края).

Председатель Палаты является членом Экспертного совета по вопросам контроля в сфере государственных (муниципальных) финансов и иных ресурсов при Комитете Государственной Думы Российской Федерации по контролю и Регламенту, членом комиссии Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации по правовым вопросам, членом Представительства в Южном федеральном округе, членом Президиума Совета Контрольно-счетных органов Краснодарского края и входит в состав рабочей группы по методическому обеспечению полномочий контрольно-счетных органов в отношении государственных (муниципальных) программ, мониторингу и подготовке предложений по решению проблем и вопросов, возникающих при реализации Федерального закона № 6-ФЗ.

Контрольно-счетная палата принимала участие в деятельности Союза МКСО, Представительства в Южном федеральном округе и Совета МКСО Краснодарского края.

По итогам конкурса «Лучший финансовый контролер Краснодарского края», проведенного среди муниципальных контрольно-счетных органов Краснодарского края, сотрудник Контрольно-счетной палаты награжден дипломом II степени в номинации «Лучший муниципальный финансовый контролер Краснодарского края 2024 года».

 

Основные направления деятельности в 2025 году

 

План работы на 2025 год сформирован и утвержден председателем Контрольно-счетной палаты с учетом необходимости выполнения максимального количества полномочий органа внешнего муниципального финансового контроля.

В рамках контрольной и экспертно-аналитической деятельности, как и ранее, будет осуществляться предварительный, текущий и последующий контроль за составлением и исполнением бюджета Туапсинского муниципального округа, предусмотрено проведение экспертизы проектов муниципальных правовых актов (включая обоснованность финансово-экономических обоснований) в части, касающейся расходных обязательств Туапсинского муниципального округа, муниципальных программ.

Также запланировано проведение 12 тематических контрольных мероприятий, 3 из которых переходящие с 2024 года.

Как и в предшествующие периоды, особое внимание будет уделяться повышению качества бюджетного процесса, повышению доходного потенциала бюджета Туапсинского муниципального округа, результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств и законности управления муниципальными ресурсами, проведению профилактических мероприятий по предотвращению нецелевого и неэффективного использования средств.

Непрерывным останется контроль, за устранением выявленных нарушений и недостатков, а также выполнением рекомендаций по ранее проведенным мероприятиям.

Важным направлением деятельности Палаты останется совершенствование методического обеспечения, соблюдения Стандартов финансового контроля, повышение качества проводимых мероприятий, квалификации нарушений и формирований итоговых выводов и рекомендаций. Повышение востребованности результатов внешнего муниципального финансового контроля у объектов контроля, органов местного самоуправления, иных пользователей будет являться критерием оценки качества контрольной деятельности, осуществляемой Палатой.

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты

муниципального образования

Туапсинский муниципальный округ

Краснодарского края                                                                                                            А.В. Трегубова